Я подарю тебе Стамбул

Я подарю тебе Стамбул

ЕСТЬ НЕМАЛО ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ МОЖНО ПОБЫВАТЬ В СТАМБУЛЕ. КТО-ТО, УДОВЛЕТВОРЯЯ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ ВОЗНИКШЕЕ ЛЮБОПЫТСТВО, ПОКУПАЕТ ТУР В ЭТОТ ГОРОД, ДРУГИЕ, ПРЕСЫТИВШИСЬ ОТЕЛЬНОЙ И ПЛЯЖНОЙ НЕГОЙ ТУРЕЦКИХ КУРОРТОВ, РЕШАЮТ СЪЕЗДИТЬ В СТАМБУЛ НА ЭКСКУРСИЮ. КОГО-ТО СЮДА ПРИВОДЯТ ДЕЛА. А Я В СТАМБУЛЕ ОКАЗАЛАСЬ ИЗ-ЗА … ЛЮБВИ. НЕТ, ПОКА НЕ К ЭТОМУ ВОЛШЕБНОМУ ГОРОДУ, А ЛЮБВИ К МУЖЧИНЕ! СУДЬБА СЧАСТЛИВО РАСПОРЯДИЛАСЬ ТАК, ЧТО МОЙ ЛЮБИМЫЙ – ТУРОК ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ.

Честно говоря, до знакомства с ним, Стамбул меня мало интересовал. Мне казалось, что намного увлекательней побывать в Венеции или, например, на карнавале в Рио-де-Жанейро. Но Мурат настоял, сказав: «Поехали, я подарю тебе свой Стамбул! Предложение было принято.

О Стамбуле за последние пятьсот лет опубликован неисчерпаемый океан воспоминаний, мнений, изысканий. Попытка соизмерить мои впечатления об этом великом городе с видением предшественников и современников неизбежно ввергает в растерянность. Поэтому чужие взгляды разумнее в расчет не принимать.

Весна в этом году выдалась холодной и ветряной не только в Беларуси. Это время года оказалось неласковым и для Турции. Впрочем, даже не вполне комфортная погода никак не повлияла на неожиданно возникшее предвкушение надвигающегося праздника.

Это чувство не сумели разрушить гигантские пробки по дороге из аэропорта в центр города. Поэтому рискну дать совет – в Стамбул лучше прилетать до четырех часов дня или после 7 – 8 часов вечера. Иначе из-за пробок предполагаемое время в пути удвоится, а то и утроится. Однако, пребывание в стамбульской пробке имеет свои неоспоримые преимущества: можно без спешки оглядеться по сторонам, поразиться тому, как бесстрашно пешеходы лавируют перед капотами бесконечного потока машин, переходя дорогу и пренебрегая светофорами. Причем пешеходы, вне зависимости от возраста, проявляли удивительную сноровку, перебираясь на другую сторону улицы. Выдающиеся навыки вождения в сочетании с поразительной выдержкой, проявляли и водители. Мне, привыкшей к достаточно интенсивному, но упорядоченному минскому трафику, казалось, что наступает полный транспортный коллапс. Водитель же снисходительно пояснил: ничего страшного не происходит, рядовая ситуация, мол, это Стамбул в шесть часов вечера…

Из окна еле движущегося автомобиля между тем, было очень удобно рассматривать городские пейзажи. Внутренне я была готова увидеть то, что однозначно свидетельствовало бы - я на Востоке. Но ничуть не бывало. Передо мной сменялись вполне европейские кварталы, причем архитектурные решения их были разнообразны - от простых бесхитростных сооружений до довольно изысканных и оригинальных построек. Кстати, качество дорог в Стамбуле, да и вообще в Турции - отменнейшее, ни одной выбоины и кочки за два с лишним часа поездки. Чего и нам в Беларуси искреннее желаю!

Признав во мне иностранку, таксист доброжелательно и радушно комментировал все происходящее за окном. Я сначала подумала, что нам повезло с водителем. Однако выяснилось, что здесь работа таксиста очень престижна, получить лицензию на извоз нелегко, поэтому все стараются угодить. Впрочем, вскоре я поняла: в этой стране непрестижных профессий просто не бывает. Турки поразительно трудолюбивы и очень дорожат своей работой.

У большинства белорусов слово «Бешикташ» ассоциируется только с названием прославленного футбольного клуба. Между тем, Бешикташ – один из самых старых и респектабельных районов Стамбула. Он расположен прямо вдоль побережья Босфора. Мы поселились в уютном отеле в самом сердце этого района. Конечно, я охотно поддержала предложение Мурата прогуляться по вечернему городу.

Мягкий желтый свет заливал улицы. В каждом доме – кафе или ресторан, заполненные оживленными посетителями. Манящие запахи еды, смешивающиеся с ароматом кофе, провоцировали аппетит. «Ужинать мы пойдем в мой любимый ресторанчик. Он называется «Адана», в честь города в котором я родился», - пояснил Мурат.

Время – к полуночи, а зал был полон. Здесь я и поняла, что в этом городе не знают смысла слов «ожидать официанта». Не знают здесь и что означают слова «ожидание заказа». Мурат не стал заглядывать в меню, а, посовещавшись секунд тридцать с улыбающимся официантом, сказал: «Сейчас ты увидишь, что такое настоящий турецкий ужин!». Поверьте, я не преувеличиваю, не прошло и трех минут, как стол был заставлен разнообразнейшими закусками и салатами. Стол, накрытый в турецком ресторане, не допускает пустого места. Кульминацией ужина было огромное блюдо с мясными деликатесами. О выдающемся качестве еды и размерах порций я, пожалуй, рассказывать не стану. Все это может стать темой для специальной статьи. Контролируя эмоции и проявляя сдержанность, выскажусь об ужине в трех словах: было очень вкусно!

Потом мы отправились на прогулку в сторону Босфора. Время - за полночь, но улицы были полны прохожими. Неутомимые стамбульские торговцы и не собирались, похоже, сворачивать на ночь свои лотки. Любопытно, спят ли в этом городе вообще?! Подошли к проливу. Нам открылось дивное зрелище! Мост через Босфор в красных огнях, поток автомобилей, движущихся по нему, мириады звезд над нами, рядом изящно подсвеченная мечеть Ортакей. Как огненный мираж, на другом берегу вставала залитая ярким светом азиатская часть Стамбула.

А утром Мурат сказал: «Алла, можно обойти весь раскинувшийся на сто пятьдесят километров в длину пятнадцатимиллионный город, но если ты не прогулялась по улице Истикляль, значит в Стамбуле ты не была.». Решено, идем на Истикляль! По этой полуторакилометровой пешеходной улице лучше бродить в первой половине дня и желательно в будни. Иначе, заметил Мурат, мы не будем хозяевами самим себе - человеческая толпа поглотит нас и заставит двигаться в своем ритме и направлении в сторону башни Галата.

В Стамбуле я невольно повсюду искала Восток, но и на Истикляль его практически не было. Роскошные, ухоженные дома, построенные в разных европейских стилях от классики и неоклассики до неоготики и модерна, разместили на своих первых этажах сотни кафе, ресторанов, магазинов, ночных клубов. Хотя было утро, улица оказалась заполненной многотысячной, яркой, разноязыкой толпой. Здесь шествовали элегантно одетые дамы, куда-то спешили хипстерского вида молодые люди, щелкали фотокамерами вездесущие японцы. Впрочем, не уверена, может быть, это были китайцы. Холеные, в продуманных нарядах мужчины, запросто могли конкурировать с господами из Рима или Милана.

Несмотря на то, что до полудня было еще далеко, звучала живая музыка, тут и там играли маленькие оркестрики, исполнялось все - от джаза до народных мелодий. Порой встречались женщины в хиджабах, но их, на мой взгляд, было не больше, чем в любом другом современном европейском городе. Стамбул произвел на меня впечатление очень космополитичного и толерантного места. Здесь, похоже, рады всем, кто приехал с добрыми намерениями. В подтверждение моих наблюдений, в переулках, примыкающих к Истикляль мирно соседствуют многие десятки лет греческая православная церковь, католический собор, синагога, мечеть.

«Послушай, Алла, мы с тобой осматриваем Стамбул, добираясь повсюду пешком или на такси. А не проехаться ли нам в метро? Это новый повод для гордости у горожан», - предложил Мурат и пояснил: «Метро наше совсем молодое, ему всего семнадцать лет, а действующих станций уже многие десятки». Так и сделали. Внутри все выглядело словно метро тщательно вымыли к нашему визиту. Пассажиры подземки были улыбчивы и предупредительны. Ехала бы и ехала в такой симпатичной компании! Все станции - светлые, отделаны с дизайнерской фантазией и тонким вкусом. Конечно, таким метро можно гордиться!

«Сегодня поужинаем в рыбном ресторане на берегу Босфора, думаю, что в мире не так много мест, где можно одновременно наслаждаться едой и таким фантастическим видом из окна», - объявил Мурат. Ресторан «Aquarius» располагался у самой воды. Рядом, у узкого причала раскачивались пришвартованные в ряд рыбацкие лодки и катера. Мы поднялись на второй этаж и сели за столик у окна. Сквозь сетку дождя, на фоне темнеющего, затянутого облаками неба, медленно шли по Босфору корабли. Непривычно большие чайки носились над невысокими волнами. Приветливый официант мгновенно подошел к нам, предложил меню, но вновь Мурат не воспользовался им. Еще пара минут и другой официант ловко, как жонглер, принес на одной руке огромный поднос. На нем лежало с десяток недавно пойманных рыб, отливающих темным серебром. Камбала в центре была ярко- розового цвета. Мы, не сговариваясь, указали на нее. Раньше я не могла представить себе, что такую гигантскую рыбу можно разделать и приготовить так стремительно!

Если уж оказываешься в Стамбуле, то хотя бы один день следует посвятить его истории. Турки бережно хранят память о том, что шестьсот лет назад на месте, где ныне этот город, стояла столица Византии - легендарный Константинополь. Я побывала в храме Айя София, который некогда был православным собором, затем мечетью, а сегодня - музей. Здесь эклектично, но выразительно сохраняются и приметы прежней конфессиональной принадлежности - христианства и ислама. Конечно, Мурат привел меня в величественную Голубую мечеть, где я, одетая в юбку, которую предлагают посетительницам в брюках, любовалась фантастической красоты сводами и витражами. Пол с мечети был устлан красным, казалось, безграничных размеров ковром. И теперь, в Минске, когда я хочу отвлечься от суеты, вызываю в памяти это сказочное воспоминание… А еще никогда не сотрутся из памяти султанский дворец Топкапы и построенное во времена Византии подземное водохранилище Базилика. Его потолок поддерживают древние триста тридцать шесть девятиметровых колонн. Здесь всегда веет прохладой и неразгаданной тайной.

Согласитесь, как можно было мне, молодой женщине, обойтись без шоппинга?! Разумеется, мы заглянули на полный экзотики и соблазнов Гранд базар, который сам по себе - город в городе. Открытый еще в семнадцатом веке, он поражает воображение не только размерами и выбором самых разнообразных товаров. Именно здесь я заключила для себя, что турки, наверное, самые изощренные в мире продавцы. Но покупки решила делать не на рынке, а в современном многоэтажном торговом центре в Бешикташе. Решительно утверждаю, что в нем можно купить абсолютно все, причем удовлетворен будет каждый, вне зависимости от пола, возраста и объема кошелька. Вот куда для обогащения профессиональных навыков следует направлять некоторых сотрудников белорусских торговых центров! О турецких сладостях - разговор особый. Нужно обладать железной волей, чтобы, наконец, заставить себя уйти из кондитерского магазина в Стамбуле. Конфеты, цукаты, орехи, пахлава, пирожные - всё это настойчиво предлагается перед покупкой попробовать. Для того, чтобы вкусовые рецепторы продолжали работать, услужливые продавцы угощают чаем, кофе, лимонадом. Для себя я выделила изделия торговой марки «Venus», которой уже больше ста лет. Сейчас в Минске, с сожалением отмечаю, как стремительно тают мои запасы сладостей, которые с восторгом поглощают родственники, друзья и сотрудники. Да и я сама не могу отказать себе в таком удовольствии.

С легкой грустью, под песни Денис Топрак, льющиеся из автомобильного приемника, я ехала в аэропорт. И вдруг почувствовала, как за несколько дней этот город увлек и влюбил в себя. Я знаю, я просто уверена, что должна снова приехать сюда! Теперь мне легче стало понимать Мурата, наши чувства друг к другу обновились и углубились. И если любимый вновь пригласит меня в Стамбул, раздумывать не стану…