Ваш Минск – оазис тишины и безмятежности

10.05.2019 | 11:01

MevleviГосподин Мехмет Энгин Кёкчу любезно согласился ответить на наши вопросы.

Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили стать дервишем, что подтолкнуло Вас к такому выбору?

Всё началось с того, что однажды я побывал в городе Конья на церемонии Сема Мевлеви -   суфийском ритуале, который включает в себя пение, игру на музыкальных инструментах, танец в символическом облачении, чтение стихов и молитв. Эта поездка пробудила во мне острый интерес к учению и творчеству святого Мевляна, больше известного в Европе под именем Руми. Во мне словно что-то проснулось. С лихорадочной поспешностью я стал читать его произведения, изучал биографию. Сейчас искусство Сема стало частью моей жизни.

Как проходит обучение танцу дервиша, в чем заключается его секрет?

Что касается секрета, то его нет. Всё достигается годами упорных тренировок. Занятие начинается с ритуального омовения – абдеста,как перед намазом (прим. автора обязательной молитвой у мусульман). Обучение танцу Сема проходит на деревянной доске квадратной формы размером метр на метр, которая изготавливается из ореха или липы. В ней посредине вбит гвоздь, естественно не острый, вокруг него по кругу рассыпается соль… Соль обеспечивает скольжение ног во время танца и предохраняет  от инфекции в случае порезов, ведь дервиши упражняются босыми. Ученик ставит свою правую ногу так, чтобы гвоздь оказался между большим и средним пальцем и учится делать правильные движения. Танец состоит из определённых элементов, где всё, как в часах, должно быть жестко синхронизировано. Если в часовом механизме случается сбой – они выходят из строя.  Так и танце, он разладится, не получится даже из – за одного неверного движения.

Когда только начинаешь обучение, то голова, как правило, кружится. Поэтому при вращении она должна быть слегка повернута в левую сторону. Это очень важно как с эстетической точки зрения, так и для того, чтобы препятствовать  головокружению. Если у танцора имеются проблемы с артериальным давлением, то ему может быть сложно,  бывали случаи, когда обучающиеся теряли сознание. Скачки давления могут стать препятствием для обучения или увеличить его срок. Но если  человек духовно силен, то любые преграды ему по плечу.

Во время обучения скрещенные на груди руки долгое время не разводят. Лишь по разрешению наставника и при условии полного овладения навыками танца, руки позволяется разводить в стороны.

Я постепенно приучаю ученика к длительному вращению,  начать сразу вращаться в полном объеме невозможно. Именно поэтому обучение длится, как правило, долго, в редких случаях оно занимает меньше шести месяцев. 

Если наставник убеждается, что ученик полностью освоил танец, ему разрешают облачиться в наряд дервиша и участвовать в церемонии Сема. С этого момента он получает право обучать других и  получает титул сема Дедеси.  Я  сейчас - обладатель такого звания,  преподаю искусство Сема. Хочу отметить очень важный момент: участник церемонии Сема должен выполнять ритуал по чести, пройдя не только физическое, но и духовное обучение у наставника.

А где и у кого обучались Вы?

Танцу дервишей я начал учиться  в 1982 году в Стамбуле. Моя учеба длилась почти год, так как я совмещал ее с работой. Занятия  проходили в обители дервишей в стамбульском районе Галата, где я имел честь выступить впервые. Моим наставником был Ахмет Деде, один из старейших дервишей Турции, который долгие годы принимал участие в Церемониях Сема в Конье. Поскольку обучение  проходило в аутентичной среде, искусство дервишей я воспринял в его классическом виде, таким, каким оно сохранилось со времен Османской империи.

 Какие чувства и эмоции Вы испытываете во время кружения в танце и после него?

Думаю только о Боге. К каждому вращению и к каждому шагу приступаю, говоря про себя: «Аллах, Аллах, Аллах!» ...  Я представляю себе, что стою на земле и смотрю в пустоту космоса, представляю окружающий мир, земной шар, луну. Чувствую внутри себя абсолютную бесконечность и понимание того,  что я – ее проводник. В таком положении, кстати, размышлять о чем бы то ни было очень сложно – можно утратить концентрацию. (Улыбается)

Словно обнимая все красоты, что сотворил великий Аллах, правую руку открываю навстречу небу, левую руку направляю к земле. То есть всё, что я получил от Бога, посредством своего тела, отдаю людям и миру, ничего не оставляя в себе.  Возвращая, я освобождаюсь, потому что в этом и состоит весь смысл Церемонии Сема. Аллах ничего не забирает, он только передает нам любовь, счастье, успех. Чем бы человек не делился с окружающими, Аллах пошлет ему за это во много раз больше. Например, сейчас я даю вам интервью, а понятие Сема включает в себя и это действие. 

Вы не только дервиш, но ещё и писатель, расскажите, пожалуйста, о вашей книге «Крылья, распахнутые навстречу любви. Воспоминания кружащегося дервиша».

 Я много путешествую по миру. Объездил практически всю Европу, был Америке, в прошлом году посетил Южную Корею, сейчас -  в Беларуси. (улыбается) Во время путешествий я записывал в  дневник стихи, впечатления от увиденного, фиксировал эмоции, возникающие в связи с этим.

Мой друг, который также увлекается учением дервишей, прочёл мой дневник и настоятельно рекомендовал его опубликовать. Так и родилась моя первая книга, чему я безгранично рад.  Ведь слово, сказанное вслух забудется, а то, что написано, останется с нами навсегда и я надеюсь, будет для кого– то полезным. 

 Книга вызвала интерес не только у друзей и знакомых. Люди с удовольствием ее читают, а я решил не останавливаться на достигнутом и продолжаю  записи. Возможно, в будущем издам сборник своих  стихов.

Каковы Ваши впечатления от пребывания в Беларуси?

К сожалению, по достоинству оценить Минск у меня не было возможности, так как всё время провожу на мероприятиях или в отеле. Могу сказать, что понравилась чистота и ухоженность города, широкие проспекты и улицы.С таким высоким уровнем культуры и общественного сознанияжителей вашей страны можно только поздравить, это  прекрасно!  Если сравнивать 20-милионный Стамбул с Минском, где проживает около двух миллионов человек, то ваш город  -  оазис тишины и безмятежности. Я очень люблю море, но благодаря умиротворению, которое дарит белорусская столица, смог бы здесь жить. Весьма притягательное место..